«темный рыцарь» кристофера нолана

Темный рыцарь

Вторая часть серии стала классикой практически сразу после выхода. Это, конечно, во многом связано с блестящей игрой Хита Леджера, посмертно получившего премию «Оскар» за роль Джокера. При всем уважении к невероятному Джеку Николсону, сыгравшему эту роль в фильмах Тима Бёртона, или, например, к психоделической игре Джареда Лето в «Отряде самоубийц», игру Леджера можно без зазрения совести назвать шедевральной. Умерший в расцвете сил, актер, возможно, отчасти и был обязан своим подавленным состоянием тому, насколько сильно и глубоко он вживался в каждую роль. Его Джокер – это персонаж, в котором все продумано и реализовано на 100%.

Вывернутые наизнанку души

В сиквеле «Темного рыцаря» борьба с преступностью и попытки спасти город немного отходят на второй план

Внимание зрителей сосредотачивается на людях, на их судьбах, поведении, отношениях, на их моральных качествах и чувстве долга. В этом фильме сценаристы окончательно доказывают нам, что мы смотрим не семейный фильм, заканчивающийся на «и жили они долго и счастливо», а картину, которую не побоялись украсить страданиями и болью

Сценаристы безжалостно убивают подругу детства Брюса Уэйна – Рэйчел Доуз, да еще и рассказывают нам, что она была влюблена в Харви Дента, а не в Бэтмена.

Харви Дент, «Белый Рыцарь Готэма», защитник простых людей и неподкупный окружной прокурор, сходит с ума на почве гибели возлюбленной. И эта линия, возможно, гораздо важнее всех остальных сюжетных поворотов в фильме. Что бы сделал каждый из нас, если бы любовь всей его жизни была бы безжалостно убита? Можно ли продолжать верить в справедливость, стремиться нести добро и действовать в соответствии с законом, если ты сталкиваешься с несправедливостью настолько близко? Харви не может. И мы наблюдаем, как один из сильнейших персонажей неловко, грубо, до хруста в костях ломается, становясь кем-то совсем иным.

Неидеальный план Джокера

Джокер каждый раз рассказывает разные истории о том, как получил свои шрамы

Джокер подстраивает это и многое другое, захватывает в заложники значительную часть города, но просчитывается только в одном: люди далеко не всегда готовы убить других людей, чтобы спасти самих себя. И это – пожалуй, единственное светлое пятно во всей истории, потому что заканчивается она печально. Харви погибает, а Бэтмен, чтобы не убить в людях надежду, берет вину за все его проступки на себя. Просто потому, что порой нет другого выбора, кроме как пожертвовать собой ради других.

Возрождение легенды

Финальная часть трилогии пестрит событиями, новыми персонажами и все более жесткими переворачиваниями сюжета с ног на голову. Брюса Уэйна со всех сторон окружают то ли друзья, то ли враги, его компания разоряется, его друга чуть ни убивают, его город пытаются уничтожить, и у него появляются две новые подруги, из которых наиболее опасной, естественно, оказывается та, что выглядит наиболее внушающей доверие.

Сгущающиеся тучи

Со всем этим нагромождением Кристофер Нолан, сценаристы, актеры и все люди, работавшие над фильмом, умудряются справиться практически на высшую отметку. По сути, все это – не прихоть и не недостаточная проработка сюжета. Все это необходимо, чтобы заставить зрителей понервничать. Мы должны прочувствовать, что все, что мы видели до сих пор, было не так уж и страшно. Мы должны увидеть абсолютное зло и абсолютную безысходность, а также прорастающие из грязи ростки человечности.

Женщину-кошку в этом фильме сыграла Энн Хэтэуэй

Бомба, способная превратить весь город в зияющий кратер, усыпанный останками человеческих тел, в «Возрождении легенды» не кажется эфемерной выдумкой, с которой герой расправится по щелку пальцев. Она нависает прямо над зрителями вечным вопросом: способно ли добро победить зло? И это не тот случай, когда мы заранее знаем, что все пойдет хорошо. Это тот случай, когда понимаешь: если на экране все закончится плохо, ты не сможешь прийти в себя еще несколько часов после завершения просмотра фильма.

Главным суперзлодеем в третьей части стал Бэйн

Бен Аффлек

Победитель. Абсолютный чемпион. Лидер. И… главный неудачник нашего списка. Дело в том, что Бену Аффлеку (Ben Affleck) не досталось сольного фильма, но при этом именно этот актер умудрился воплотить в формате полного метра наиболее аутентичного Бэтмена. Парадокс? Увы, лишь странные решения Warner Bros.

Именно продюсеры сочли, что Темному рыцарю нового времени необходимо сразу появиться в кроссовере. Результат известен. Не самый плохой фильм, но… провал. Между тем Бэтмен Аффлека максимально приближен к комиксам 80-х. Он суровый, злой, готов пытать и даже убивать преступников. Он прекрасно осознает, что находится вне закона. Не подкачал и Брюс Уэйн — он не лишен человечности, но при этом не рефлексирует так сильно, как это делал герой Кристиана Бейла. В общем, идеальное воплощение Бэтмена, погребенное под осколками амбиций студийных продюсеров.

Лучший Бэтмен?

  • Никто не знал, а я Бэтмен: лучшие игры о Темном рыцаре
  • Фанат показал трейлер Batman Beyond, где Майкл Китон передает костюм новому Бэтмену
  • Официально: появился мрачный ролик «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном в новом костюме

«Преследование» (1999)

Герой дебютного фильма Кристофера Нолана — молодой писатель, который не знает, о чем писать, и, чтобы прогнать из своей жизни пустоту, принимается следить за людьми на улице. Один из них, по имени Кобб (как у персонажа ДиКаприо в «Начале»), овладевает его воображением так сильно, что герой начинает ему подражать. Теперь, спустя двадцать лет, первая история Нолана кажется чуть ли не автобиографической. Ведь Нолан в каком-то смысле собрание всех клише, из которых складываются истории успеха. Режиссер-самоучка, постигавший ремесло по чужим фильмам. Дальтоник, задавший своим историям определенный цветовой и эмоциональный диапазон. Левша, который все делает не так, как другие. Фанат пленки, который впоследствии окажется самым упрямым из динозавров — и продолжит оставаться коммерческим автором, пока другие (Спилберг, Земекис) будут ломать голову, как адаптироваться в новом мире. В «Преследовании» Нолан — не только сам себе режиссер, но и оператор и продюсер. А съемки растягивается на год, потому что абсолютно у всех участников, кроме Нолана, есть постоянная офисная работа. Но поражает скорость, с которой дебютант превращается из неуверенного подражателя в спокойного хранителя традиций. Объект преследования в «Преследовании» — не нуар; чужого Нолану, как выяснится, не надо. Упрямый новичок пытается ухватить саму суть кино как искусства гипноза. И даже без скидок, которые обычно полагаются дебютантам, ему это удается.

Альтернативные версии


Бэт-копНовая ЗемляТри призрака Бэтмена


Бэт-БэйнНовая ЗемляТри призрака Бэтмена


Бэт-дьяволНовая ЗемляТри призрака Бэтмена


Хьюго СтренджНовая ЗемляСамозванец


Хьюго СтренджЗемля-ПраймСамозванец


Чёрная МаскаНовая ЗемляСамозванец


ДезстроукНовая ЗемляСамозванец


БэйнЗемля-ПраймВойна Аркхема


Томас КармаНовая ЗемляСамозванец


Летающий лисНовая ЗемляМолодые звёзды


БлэквингЗемля-ДваТайный преемник


БэтменНовая ЗемляПропагандистский персонаж


Бизарро БэтменЗемля-ОдинСеребряный век


Бизарро БэтменНовая ЗемляМир Бизарро


БэтзарроНовая ЗемляМир Бизарро


БэтвуменЗемля-ОдинПоворотная ловушка


Брюс УэйнКарманная вселеннаяОхотник времени


Бэтмен Зур-Ин-АррЗемля-ОдинЗур-Ин-Арр

Кристофер Нолан. Биография:

Кристофер Джонатан Джеймс Нолан родился в Лондоне, в семье англичанина и американской стюардессы. Детство провёл в разъездах между США и Англией, достигнув совершеннолетия, получил двойное гражданство.

В свои 45 Нолан снял девять полнометражных фильмов, в общей сложности его картины заработали в мировом прокате более 4 миллиардов долларов, более половины этой суммы принесли две картины — «Тёмный рыцарь» и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».

Первый свой полнометражный фильм — «Преследование» (1998) — Нолану удалось снять всего за 6 тысяч долларов. Вторая картина — «Помни» (2000) — также малобюджетная, была выпущена голливудской студией Newmarket Films и сразу стала культовой. За этот фильм Нолан вместе со своим братом Джонатаном Ноланом, по рассказу которого был создан сценарий, был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

После этого на студии Warner Bros. Нолан снял «Бессоницу» (2002), в которую смог привлечь таких знаменитостей как Аль Пачино, Робин Уильямс и Хилари Суонк.

В 2005 году с фильмом «Бэтмен: Начало» Нолан дебютирует как режиссёр крупнобюджетных блокбастеров. Предложенная им совместно со сценаристом Дэвидом Гойером концепция будущего фильма была одобрена компанией Warner Bros., которая с 1997 года искала режиссёра для перезагрузки франчайза. Картина в итоге была признана одним из самых удачных фильмов серии и собрала хорошую кассу, дав начало такому явлению современного популярного кино как серьёзный комикс.

После этого Нолан снял «Престиж» (2006) и очередной фильм о Бэтмэне — «Тёмный рыцарь» (2008), которому сопутствовал ещё больший успех и после которого Нолан окончательно обзавёлся армией фанатов по всему миру. «Тёмный рыцарь» заработал в прокате более миллиарда долларов и сразу поднялся на верхние строчки рейтинга IMDb.

Этот успех позволил Нолану снять фильм своей мечты — «Начало», идею которого, по словам режиссёра, он вынашивал 10 лет. «Начало» стало квинтэссенцией авторского стиля Нолана — снимать высокобюджетные блокбастеры в виде интеллектуальных триллеров. Картина впервые в карьере Нолана номинировалась на «Оскар» в категории «лучший фильм», но проиграла фильму Тома Хупера «Король говорит».

В 2012 вышел «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», сборы которого в мировом прокате, как и предыдущего фильма трилогии о Бэтмане, перевалили за миллиард, однако на этом фильме, по мнению критиков, идея серьёзного комикса исчерпала себя, продемонстрировав в итоге своё бессилие перед законами крупнобюджетного жанрового кино.

В 2014 году Нолан выпустил фантастический триллер «Интерстеллар». Картина была отмечена «Оскаром» за визуальные эффекты, заработала $670 млн в мировом прокате, однако сама попытка Нолана сыграть на поле научной фантастики была сильно раскритикована.

На большинстве картин Нолан работает со своей командой — как продюсер ему помогает жена Эмма Томас, с которой они воспитывают четверых детей, сценарии он часто пишет вместе с младшим братом Джонатаном, а оператором семи из девяти картин Нолана был Уолли Пфистер, который четырежды номинировался на «Оскар» за фильмы Нолана и один раз получил его (за «Начало»).

Другие медиа

Кино- и телесериалы


БэтменКиносериалы«Бэтмен» 1943-го, «Бэтмен и Робин» 1949-го


БэтменТелесериалБэтмен (телесериал)


БэтменТелесериалЛоис и Кларк: Новые приключения Супермена


БэтменТелесериалХищные птицы


БэтменТелесериалТайны Смолвиля


Брюс УэйнТайны СмолвиляЗемля-Тринадцать


БэтменВселенная СтрелыЗемля-1


Брюс УэйнВселенная СтрелыЗемля-1


Брюс УэйнВселенная СтрелыЗемля-38


Брюс УэйнТелесериалГотэм


514AТелесериалГотэм


БэтменТелесериалТитаны

Мультсериалы и мультфильмы


БэтменМультсериалПриключения Бэтмена


БэтменМультфильмСкуби-Ду встречает Бэтмена


БэтменМультсериалСупер-друзья


БэтменМультсериалНовые приключения Бэтмена


БэтменDCAUАнимационная вселенная DC


Лорд Справедливости БэтменDCAUЛучший мир


Андроид БэтменDCAUВ единении — сила


Бизарро БэтменDCAUТолько комиксы


Терренс МакгинесDCAUБэтмен будущего


Томас ДалтонDCAUСамозванец


Макс БэттарскиDCAUСамозванец


БэтменМультсериалБэтмен (мультсериал, 2004)


БэтменМультсериалЮные Титаны, вперёд!


БэтменLSHAUТолько комиксы


Брюс УэйнМультсериалБэтмен: Отважный и смелый


Ричард ГрейсонМультсериалБэтмен: Отважный и смелый


Дэмиен УэйнМультсериалБэтмен: Отважный и смелый


ТланоМультсериалБэтмен: Отважный и смелый


БэтменDCUOAMВраги общества и Апокалипсис


БэтменDCUOAMЛига Справедливости: Кризис двух миров


БэтменDCUOAMБэтмен: Под красным колпаком


БэтменDCUOAMБэтмен: Год первый


БэтменМультсериалБэтмен Шанхая


БэтменDCUOAMЛига Справедливости: Гибель


БэтменDCUOAMБэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря


БэтменМультсериалБерегитесь: Бэтмен


БэтменМультсериалЗагадочник (мультсериал)


БэтменМультсериалПластиковый человек (мультсериал)


БэтмангустМультсериалФермерская Лига


БэтменDCUOAMЛига Справедливости: Парадокс источника конфликта


БэтменDCUOAMЛига Справедливости: Парадокс источника конфликта


БэтменМультфильмЛига Справедливости: В ловушке времени


Брюс УэйнDCUOAMЛига Справедливости: Война


Дэмиен УэйнВозможное будущееБэтмен против Робина


Ричард ГрейсонDCUOAMБэтмен: Дурная кровь


БэтменLego DC ComicsLEGO Бэтмен: В осаде


БэтменБезграничный БэтменЖивотные инстинкты


БэтменDCUOAMЛига справедливости: Боги и монстры


БэтменМультсериалСупер-друзья DC


БэтменDCUOAMБэтмен: Убийственная шутка


БэтменМультсериалЛига Справедливости в действии


БэтменМультфильмЛего Фильм: Бэтмен


БэтменDCUOAMБэтмен: Готэм в газовом свете


БэтменМультфильмБэтмен-ниндзя


БэтменМультфильмБэтмен против Черепашек-ниндзя

Фильмы


БэтменФильмыФильмы Бёртона и Шумахера


БэтменФильмыВселенная Нолана


БэтменФильмыРасширенная вселенная DC


Брюс УэйнФильмДжокер (фильм)

«Темный рыцарь» (2008)

Alamy/Legion Media

Если «Бэтмен: Начало» — это нолановское «Детство» (кстати, логотип Бэтмена мелькает в «Преследовании» и «Мементо»; наверное, это Нолан из будущего шлет себе знаки), то «Темный рыцарь» — это уже его «Отрочество»; горькая история о расставании с ясными установками на жизнь. Эскалация конфликтов — и внутренних и внешних — в «Темном рыцаре» такова, что предыдущий фильм на его фоне кажется скучной экспозицией к настоящему действию. В картинах Нолана много схваток между мужчинами, посвятившими всю свою жизнь тренировкам ума, тела и духа, но битва Бэтмена с Джокером — самая былинная из них. И дело не в безусловных талантах актеров (тот же Кристиан Бейл в «Престиже» как-то теряется; но не сияет там и Хью Джекман), а в том, что Джокер плевать хотел на дуэльный кодекс. В «Темном рыцаре» есть пьянящий хаос, которого в прочих, строго структурированных, фильмах Нолана не встретить. И эта энтропия (слово, которое не раз прозвучит в «Доводе»; готовим вас к нему) заставляет меняться самого Бэтмена, превращая его в первого супергероя, который растет и развивается от фильма к фильму. И да, здесь есть Хит Леджер и его завещание не быть серьезными — никому и никогда. Сам Нолан этому завещанию не внемлет — и слава богу.

«Бэтмен: Начало» (2005)

Everett Collection/Legion Media

Вообще-то, «Бэтмен: Начало» — пример героического кризис-менеджмента. Потому что покойный Джоэл Шумахер и беспокойный Тим Бертон превратили франшизу в то еще шапито. Одутловатый Майкл Китон словно бы олицетворял безразличие Бертона к самому герою. А соски на костюме Джорджа Клуни давали исчерпывающее представление о серьезности Шумахера. И вдруг Бэтмен переродился — и оказался героем глубоким, как та пещера, в которой мы его впервые находим. «Бэтмен: Начало» — безупречное подростковое кино о превращении слабости в силу и преодолении страха. Мальчик, испугавшийся в опере летучих мышей на сцене, чувствует себя виновником смерти родителей; но именно маска летучей мыши в итоге становится символом его отваги и воли. Герой-сирота настолько одержим воспитанием своего духа и закалкой своего тела, что даже оружие мастерит сам. И тут уж до всех доходит, что Бэтмен — наш «Брат». Снятый почти одновременно со скучным «Суперменом» (2006) и перед смешным «Железным человеком» (2008), «Бэтмен» становится отправной точкой в летописи современных кинокомиксов. А Нолан уворачивается от соблазна стать для DCEU (DC Extended Universe) кем-то вроде Кевина Файги из MCU (Marvel Cinematic Universe) — и вовремя уступает железный трон Заку Снайдеру. Лишнее доказательство того, что мудрец умеет ценить время.

Бэтмен (2022)

2010

Брюс родился в состоятельной семье. Когда он был подростком, лишился отца и матери, погибших от руки грабителя. Мальчику тогда посчастливилось остаться в живых. В наследство Брюс получил большой особняк родителей и солидный банковский счет. Он всегда старался помочь неимущим, жертвовал средства в фонды и больницы, и всегда хотел найти убийцу родных.

Итак, это были серии «Бэтмен» — все части в хронологическом порядку. Добавьте список и фильмографию по сюжету в закладки, чтобы помнить про правильную последовательность и всё пересмотреть. Делитесь, какие фильмы вам понравились больше всего.

Адам Уэст

И имя этому исключение Адам Уэст (Adam West). Этот актер первым воплотил на большом экране образ Темного рыцаря. Штука же в том, что то же самое Адам сделал в одноименном телесериале 60-х годов. Фильм стал этаким полнометражным продолжением первого сезона, который публика приняла очень даже благосклонно.

Современному зрителю будет очень сложно понять, что же такого хорошего было в образе Бэтмена 60-х. Элементы буффонады, переигрывание, нелепые сюжеты, не менее нелепые актеры — сегодня все это всерьез могут воспринимать исключительно американские зрители. Для нас же Адам Уэст — это худшее воплощение Темного рыцаря в формате полного метра. И даже совсем не культовое: в России сериал официально не крутили же.

«Бэтмен» #1 (1940)

Авторы: Билл Фингер, Боб Кейн

По словам Кристофера Нолана, параллели между сюжетом первого выпуска сольной серии Бэтмена и своей лентой он увидел уже после того, как отснял первую часть трилогии. Тем не менее сходства между лентой и красочным классическим комиксом есть. Во-первых, в истории Фингера и Кейна впервые появляется Джокер, хотя тут он всего лишь психопат, оставляющий гротескные улыбки на лицах своих жертв. Во-вторых, как и в «Темном рыцаре», в комиксе есть сюжетная линия о том, как криминальные авторитеты пытаются сопротивляться Джокеру, но не могут победить безумного антагониста. На самом деле, не вдохновляться этим комиксом было бы просто невозможно – тут впервые рассказана предыстория главного героя, показана Женщина-кошка и Робин.

Кристиан Бейл

Второе место и… на нем расположился Темный рыцарь Кристиана Бейла (Christian Bale). Но для начала все же пару слов о самих фильмах. Среди всех воплощений Бэтмена на большом экране трилогия Кристофера Нолана (Christopher Nolan) — это лучшее, что случалось с героем DC Comics. Отличная режиссура, ставка на реализм, великолепные актерские работы. При прочих равных кино Нолана может существовать в отрыве от первоисточника.

Но вот с самим Бэтменом не все так просто. При всех достоинствах Бейла ему… не хватает присущей Темному рыцарю брутальности. Он много рефлексирует, ходит по очень тонкому льду в плане психологии, но… это немного не то, чего ждешь от героя, который ради информации может переломать все кости преступнику. Кристиан Бейл отлично справился с ролью, но все же не сумел воплотить все грани персонажа. Хотя, вполне вероятно, это и не планировалось вовсе.

«Престиж» (2006)

Everett Collection/Legion Media

А вот и кино о фокусниках — и, кстати, пятый по счету фильм Кристофера Нолана в топ-50 на сайте iMDB. Но как он там оказался — не совсем понятно: для истории про магический наив это кино чересчур технично и педантично.

Возможно, Ноланов вновь подводит работа с чужим материалом — братья писали сценарий на основе романа Кристофера Приста. Возможно, дело в соседстве фильма с харизматичным «Иллюзионистом», вышедшим в том же 2006 году и смешавшим «Престижу» карты. Или же в том, что конфликт двух одинаково интересных (и в целом положительных) героев — не конек Нолана, персонажи которого обычно сражаются либо с памятью, либо со снами, либо со стихией, либо с самими собой. Кристофер Нолан — не Майкл Манн, чтобы снимать кино про спарринги угрюмых мужчин. Его в любой схватке интересуют правила, но настоящим героям по ним играть скучно. Вот и получается, что в соперничестве добросовестных фокусников, сыгранных Хью Джекманом и Кристианом Бейлом, не на кого делать ставки. Единственная отрада — то, что героями вновь движет любовь и желание творить, чтобы если не воскресить, то хотя бы отомстить (и освободиться от боли).

«Интерстеллар» (2014)

Everett Collection/Legion Media

В «Интерстелларе» бортовой компьютер космического корабля любезно позволял астронавтам задать для него «уровень чувства юмора». И кажется, это было ответом на вечную претензию к Ноланам, что в их фильмах нет самоиронии (да и просто иронии — тоже). В «Доводе» шуток станет еще больше — и заодно выяснится, что Джон Дэвид Вашингтон из «Футболистов» и «Черного клановца» — лучшая служба доставки этих шуток. Но именно после «Интерстеллара» понимаешь, что нолановская серьезность — лучшее, что в нем есть. И ему, в отличие, например, от Даррена Аронофски, можно простить любой пафос. В мире хватает рассказчиков и режиссеров, способных исцелять зрителя иронией и утешать анекдотами — а вот Ноланов с их страстным академизмом всего двое. У кого еще космическая музыка Ханса Циммера ложится на церковный орган? У кого еще хватит наглости рассыпать по черному небу, словно звезды, строки из стихотворения (Дилана Томаса — подскажет нам потом «Википедия») о борьбе света и тьмы? Кто еще так сильно благоговеет перед книжным знанием, что превращает детскую библиотеку в место, где будет спасен мир? И кто еще из режиссеров не стесняется своей почти религиозной веры в любовь как силу, способную подчинять себе и материю, и время, и саму смерть?

В «Интерстелларе» столько идеализма и гуманизма, что на юмор у автора просто не остается сил. К тому же он наверняка понимает: от его отчаянного призыва становиться лучше мы отшутимся сами.

The Dark Knight Rises[править]

Фильм вышел в прокат 16 июля 2012 г. в США и 26 июля 2012 г. в РФ. Название фильма на русском — «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». Кассовые сборы перевалили за миллиард долларов, из них в США — 448 млн Гранд-финал франшизы.

Сюжетправить

Спустя 8 лет после событий «Тёмного Рыцаря» в Готэме объявляется новый враг — некий Бэйн (Том Харди), бывший член «Лиги Теней», олицетворение боли. Брюс Уэйн, все эти годы ведший затворнический образ жизни, сначала возвращается «в общество» на радость Альфреду и красавице Миранде Тейт (Марион Котийар), а потом, на радость зрителю, надевает маску со смешными ушами. Но и Бэйн не так прост — в первом же сражении с Тёмным Рыцарем он ломает ему позвоночник (это эпизод из комикса «Падение рыцаря», после которого Бэйна фэны записали в число опаснейших врагов Бэтса и дали прозвище «Человек, который победил Мышь»). Бэйн сажает Брюса Уэйна в свою тюрьму и захватывает город с помощью водородной бомбы и раскрытия правды о Харви Денте. Брюсу Уэйну предстоит «возродиться», чтобы победить Бэйна — отсюда и название фильма. И кстати, в этом фильме есть Женщина-Кошка (Энн Хэтеуэй).

Что здесь естьправить

  • Ай, молодца! — Джеймс Гордон отправил в канализацию 99 % полицейских Готэм-сити, чтобы поймать Бэйна. А Бэйн взял и взорвал подземные ходы! Теперь гражданские остались без защиты правоохранительных органов. Ай, молодца, Джеймс Гордон!
  • Великолепный мерзавец — Бэйн. Как и все основные нолановские антагонисты, сбивает наповал (в прямом и переносном смысле) даже не харизмой, а своей «мощью, идущей от веры». А еще он напоминает русскому зрителю Владимира Ильича Ленина, а события второй половины фильма — Октябрьскую Революцию (сами авторы вдохновлялись скорее Французской Революцией).
  • Возлюбленная-трикстер — Женщина-Кошка/Селина Кайл для Бэтмена/Брюса Уэйна. Ну и язвительная возлюбленная, не без этого.
  • Вот это поворот! — вы думаете, что Бэйн — ребенок Рас аль-Гула, злодея из первой части, выбравшийся из «Ямы» с помощью загадочного покровителя? А вот и нет. . Правда, читавшие комиксы довольно быстро просекли что к чему, а не читавших сюжетный твист привел в изумление.
  • Воскресла в концовке — Вернее, воскрес.
  • Герой с плохой репутацией — Бэтмен, потому, что он, якобы, убил Харви Дента.
  • Героическое самопожертвование — Бэтмен улетает на «Бэт» с водородной бомбой, чтобы взорвать ее в океане. С фитильком, потому что
  • Друг детей — Джон Блейк и Селина Кайл. У обоих симпатия к детям, вероятно, порождена собственным тяжёлым детством — Блейк вырос в приюте, а Селина — в одном из беднейших кварталов Готэм-сити.
  • И у злодея есть любимые: любому ясно, что Бейн и Талия очень привязаны друг к другу. А у Женщины-кошки, которая объективно говоря, воровка вне закона, есть подружка (нет, не в этом смысле), которую Селина защищает и не дает в обиду.
  • Инстинкт старшего брата — у Джона Блэйка по отношению к мальчишкам из приюта и гендерная инверсия — у Селины к ее подружке-соратнице. А, и Бэйн, да.
  • Исландская правдивость — у докторов в «Яме». На этом строится один из главных сюжетных поворотов.
  • Канонический шиппер — вы будете смеяться, но Альфред! « Я бы свел вас хоть с шимпанзе, если бы это вернуло вас к нормальной жизни!»
  • Мортидо — у Брюса Уэйна. Как Бэйн заметил: «Ты не боишься смерти, ты ее жаждешь».
  • Мы тебя где-то уже видели — Мэтью Модайн (Питер Фоули) в молодости играл Джокера. Рядового Джокера.
  • Невинно выглядящий злодей —
  • Несладкая парочка — Бэйн и Талия. С фитильком, потому что, похоже, Бэйн во френдзоне.
  • Подсадной ГлавГад — Бэйн же! На самом деле он — дракон Талии Аль Гул.
  • Самоуверенный мерзавчик — Джон Даггет. Питер Фоули поначалу производит такое впечатление, но и его можно назвать просто «козёл».

Начало

Первый фильм серии вышел в 2005-ом году и вполне ожидаемо взорвал мировой кинопрокат, причем хвалебные оды ему пели не только поклонники DC, Бэтмена, Кристофера Нолана или Кристиана Бэйла, но и многочисленные профессиональные критики, которые до этого не слишком жаловали картины подобного плана.

Классическая история детства

Все начинается со старой, как мир, истории происхождения нашего любимого героя. Он боится летучих мышей, он теряет родителей в восьмилетнем возрасте, он привязывается к своему дворецкому и он наследует многомиллионное состояние. Слушание по делу об убийстве четы Уэйнов продолжается много лет и не заканчивается ничем, а Готэм-сити, тем временем, все глубже грязнет в пороках и преступности. И то все – отражение реального положения вещей, пускай и гипертрофированное, художественное и метафорическое.

Темно, мрачно и реалистично

Этот фильм показывает проблемы настоящими, устрашающими. Здесь не пытаются выставить бандитизм чем-то малозначительным и легко устранимым, делом глупых неудачливых злодеев, для победы над которыми герою достаточно надавать им немного пинков. Здесь как будто говорят: «Посмотрите на этот город и посмотрите на свой мир. Такая ли большая между ними разница? Когда вы перестали видеть то, что происходит на самом деле?»

Повзрослевший Брюс Уэйн находит утешение в организации под названием «Лига Теней», которая должна помочь ему обрести силу, чтобы спасти родной город. Но этот фильм не был бы самим собой, если бы наставники будущего Бэтмена оказались добродушными сенсеями, щедро делящимися с ним своей мудростью. Вместо этого они решают уничтожить оскверненный, кровоточащий, погрязший в насилии Готэм.

Роль главного антагониста первой части досталась Лиаму Нисону

Перевоплощение Брюса Уэйна в Бэтмена

На фоне этой катастрофы, кажущейся неотвратимой, и происходит становление Бэтмена как спасителя. Здесь появляется и современный вариант классического костюма супергероя, и его «пещера», и различные фирменные приспособления для борьбы с преступностью, и, конечно же, Бэт-сигнал. Злодеи оказываются повержены, друзья главного героя – пока что спасены, но это не значит, что зрителям дадут свободно выдохнуть. Не покидающее предчувствие катастрофы, атмосфера поразившей Готэм-сити тяжелой болезни, которую нельзя просто вырвать на корню, остаются висеть в воздухе и говорят о том, что абсолютного хэппи-энда здесь не будет.

Именно в этот  момент прозвучит классическая фраза «Я Бэтмен»

«Дюнкерк» (2017)

Alamy/Legion Media

Кино о войне, нарушающее все правила кино о войне. Враг обезличен, а герои превращены в испачканную грязью массовку. Конфликт людей подменяется спором стихий: воды и огня, песка и неба. Время становится судьей, но этот судья никому не намерен объяснять правила игры. Искусный монтаж трех сюжетных линий (одна длится неделю, другая — день, третья — считаные часы) приведет старомодный жанр в соответствие с темпоритмом нового зрителя. А съемка на пленку и звук, который в полной мере можно услышать лишь в IMAX, докажут, что 3D и VR возможны и без очков и шлемов. При этом иммерсивность «Дюнкерка» заключается не только в его зрелищности, но и в той душевной работе, в которую он втягивает зрителя. История фильма пунктирна, поэтому нам самим приходится соединять линии и сопереживать героям куда больше, чем это принято в приключенческом или эпическом кино о войне.

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

Alamy/Legion Media

Сумбур в сюжете последней части трилогии Нолана о «Бэтмене» случился, кажется, из-за нежелания автора повторяться, неготовности к игре без риска. После успеха «Темного рыцаря» и смерти Хита Леджера студия Warner Bros. настаивала на клонировании образа Джокера. И предлагала в качестве злодея Загадочника, а в качестве актера, который его сыграет, — Леонардо ДиКаприо. Но Нолану в этом театре теней было бы скучно — поэтому он сделал ставку на анархиста Бэйна, животное с идеологией, монстра с чувством собственной правоты. Годы спустя Бэйна будут цитировать в своих речах Дональд Трамп и противники движения Black Lives Matter. Но в 2012 году, когда фильм вышел, ему не повезло оказаться на соседних страницах истории с движением Occupy Wall Street. И Бэтмен, который стремился всех защитить, вдруг оказался не другом молодежи (как «Мстители»), а союзником скучных и дряхлых консерваторов-правых. Критики, всегда считавшиеся сторонниками Нолана, фильм разгромили. Но дело, конечно, было не только в нечаянном политическом окрасе картины (кому вообще до него есть дело?): сюжет оказался сумбурным и претенциозным, как последнее слово в суде, а актеры — даже такие блестящие, как Марион Котийяр, — словно бы были предоставлены сами себе.

«Темный рыцарь»

Спустя три года после «Бессонницы» вышла как раз та самая первая визитная карточка Нолана — «Бэтмен: начало». Визитная карточка, потому что именно по трилогии фильмов про Бэтмена можно практически целиком описать феномен популярности Кристофера Нолана и исследовать его художественные приемы.

Превратить известный комикс со всеми прилагающимися «бумами» и «бамсами» в тяжеловесную нуарную историю, где каждую вторую реплику хочется записать в личный цитатник — это именно то, за что многие полюбили нолановских «Бэтменов». Во-первых, свежо. Именно после этого, например, Зак Снайдер сделал другие схожие по стилистике культовые экранизации супергеройских комиксов: «Хранители» и «Бэтмен против Супермена».

И если старые истории про мстителя в маске отдавали инфантильностью с чрезмерно разукрашенными злодеями и полярным распределением на «злых» и «добрых», то в трилогии Нолана все намного степеннее. В «Темном рыцаре» Джокер, естественно, тоже носит специфический грим. Но в каждом его действии и слове заложена идея. Именно пытаясь противостоять этой идее, Бэтмен не убивает злодея, когда у него была такая возможность. А третий ключевой персонаж — Харви Дент — и вовсе иллюстрирует собой градацию нравственной цепочки, отчетливо расфокусируя понятия добра и справедливости.

И вот за эту попытку концептуализировать привычные образы, Нолана судя по всему и любят. Он заставил людей даже с самыми высокими запросами, которые пренебрежительно фыркают на постер «Мстителей», завороженно наблюдать за историей Бэтмена.

«Начало» (2010)

Alamy/Legion Media

Авантюрист, способный проникать в чужие сны, спускается на самый нижний из кругов этого ада ради своей возлюбленной. Вышедшее вслед за «Островом проклятых» «Начало» окончательно превращает ДиКаприо из героя-подростка (которым он оставался даже в сценах супружеской жизни из «Дороги перемен») в мужчину, которому есть о чем сожалеть. Бессчетные смысловые и орнаментальные цитаты (такую классификацию функциональных отсылок в искусстве предложил исследователь Ури Гершкович) Нолана перестают казаться пижонством — просто человек рассказывает фундаментальную историю, а тут не избежать совпадений и вечных образов. А зрители наконец-то усваивают правила игры, которые оказываются не такими уж и сложными: только и нужно, что следить за волчком. Монументальная конструкция фильма оказывается легкой на подъем благодаря тому, что героями движет любовь. Все как в «Ходячем замке».

Вэл Килмер

Сюрприз-сюрприз. На ступеньку выше Уэста забрался актер, воплотивший Бэтмена единожды, причем даже не в самом плохом фильме. Давайте немного углубимся в историю. В девяностые годы компания Warner Bros. решила адаптировать Бэтса для самой широкой публики. Причиной тому была излишне мрачная дилогия Тима Бертона (Tim Burton), вторая часть которой отпугнула немало потенциальных зрителей.

«Бэтмен навсегда» не был совсем уж плохой лентой — скорее попыткой подружить изначально мрачную франшизу с более комедийным, детским стилем. Что касается Вэла Килмера (Val Kilmer), то он… был просто никаким. Актер откровенно пытался копировать стиль Майкла Китона (Michael Keaton), что в отсутствии нормальной режиссуры привело к ожидаемому результату. Полнейший мискаст. Хотя, повторимся, падение было еще впереди.

Примечания

  1. Для него эта роль стала последней, которую он сыграл до конца…
  2. Один из них лишился пальцев, другой — стал хромым.
  3. В российском прокате название фильма из-за отсутствия информации о сюжете перевели как «Начало», однако в официальном дубляже самого́ фильма термин переведён именно как «внедрение».
  4. Положительные, видимо, писались «по привычке», ибо Нолана ругать почему-то не принято.
  5. Написал рассказ, адаптированный уже самим Кристофером.
  6. Вдвоём перерабатывали оригинальную книгу.
  7. В первых двух частях совместно с Джеймсом Ньютоном Ховардом.
В эту статью следует добавить:

  • Краткое резюме о третьей части «Тёмного рыцаря» и о фильмах, где выступил продюсером.
  • Иллюстрации.

«Бэтмен. Год первый» (1987)

Авторы: Фрэнк Миллер, Дэвид Маццукелли

Такие персонажи, как детектив Фласс, комиссар Лоеб и гангстер Кармине Фальконе впервые появились, конечно же, в нео-нуарной арке автора «Города грехов». Но главная заслуга Миллера в том, что он раскрыл образ Джеймса Гордона, превратив второстепенного персонажа комиксов в того героя, которого мы знаем сегодня. До этого Гордон мельком появлялся в кадре (к слову, он – первый человек, который появляется на первой странице первого комикса о Бэтмене, так что, формально, он наш самый старый знакомый в Готэме) и был коррумпированным копом. Миллер же преобразил Гордона, сделав его настоящим хорошим парнем из бульварных романов: вечно уставшим циником с кофе в руке, плохо скрывающим строгий моральный кодекс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector